Автор: Рубен Циммерман , Журналист, Германия
Знаменитый автогонщик стал повсюду ходить в кепке не от хорошей жизни. Но Лауда даже этот не самый приятный момент смог обернуть себе на пользу.
Красная кепка не самого модного фасона у современных поклонников Формулы 1 однозначно ассоциируется с Ники Лаудой. В последние десятилетия этот головной убор всегда был на голове трехкратного чемпиона мира, когда тот появлялся на людях. Где бы ни появлялся – в паддоке гоночной трассы, телевизионной студии или на торжественном приеме с жестким дресс-кодом.
Почему Лауда стал постоянно носить кепку – догадаться несложно. То, как выглядела голова спортсмена после знаменитой аварии на «Нюрбургинге» в 1976 году, запросто могло напугать слабонервного человека. Однако австриец быстро нашел способ компенсировать себе неудобства: он превратил лицевую сторону головного убора в не самую дешевую рекламную поверхность.
Уже в 1977 году, меньше чем через год после аварии, на кепке появился логотип итальянской молочной компании Parmalat. И если до этого Лауда носил кепки разных цветов, теперь пилот остановился на красном. Сотрудничество продлилось четверть века, за которые цена кепки выросла в 30 раз. За первый год гонщик получил 100 000 австрийских шиллингов (7 000 евро), а за последний – порядка 200 000 евро. Но и это было только началом.
В 2002 году компания по производству теплового оборудования Wiesmann, по слухам, выкупила место на кепке за 750 000 евро. Спустя пять лет инжиниринговая компания Oerlikon согласилась заплатить 1,2 миллиона евро. Нередко суммы контрактов озвучивал сам Лауда, что заставляет относиться к ним с определенным скепсисом: хваткий в финансовых вопросах австриец запросто мог таким образом набивать цену своему головному убору.
Впрочем, ситуации бывали разные. В 2011 инвестиционная компания Money Service Group заключила с Лаудой контракт на четыре года – трехкратный чемпион мира даже согласился сменить красный цвет кепки на синий, да еще и вложил в компанию свои средства. В итоге Money Service Group оказалась аферой, спортсмену выплатили только 400 тысяч из обещанных 1,2 миллиона – а инвестиции просто исчезли. Лауде осталось утешаться тем, что владельца Money Service Group в итоге приговорили к девяти годам тюрьмы.
Другая инвестиционная компания – ближневосточная Aabar – оказалась более надежным партнером и согласилась снова сделать кепку красной. Наконец, с 2014 года на кепке находился логотип австрийской компании Novomatic, выпускающей игровые автоматы и игровое программное обеспечение. Нынешний контракт действует до начала 2020 года – и, к сожалению, уже не будет продлен.
Читайте также:
- Пять эпизодов из жизни Ники Лауды, о которых вы могли не знать
Кепки Ники Лауды в течение последних 42 лет
Слайдер Список
1976 год
1/11
Фотограф: Эрколе Коломбо
Поначалу Лауда носил самые обычные кепки самых разных цветов...
1978 год
2/11
Фотограф: LAT Images
Компания Parmalat не просто поддерживала Лауду, а меняла команды вместе с австрийским гонщиком: сначала была спонсором Ferrari, а в конце 1977 года стала партнером Brabham. На фото Лауда вместе с Джоном Уотсоном, вместе с которым выступал за Brabham в 1978 году.
1982 год
3/11
Фотограф: LAT Images
Красный цвет за кепкой закрепился далеко не сразу. Это фото сделано на первой гонке 1982 года (как раз во время известной забастовки гонщиков). Лауда уже выступает за McLaren, титульным спонсором которого является марка Marlboro. Австриец носит красный комбинезон, а вот красную кепку надевает не всегда...
1985 год
4/11
Фотограф: Эрколе Коломбо
И все же красный головной убор смотрелся на Лауде (на фото с Энцо Феррари) более органично...
1994 год
5/11
Фотограф: Райнер Шлегельмильх
В девяностых годах Лауда (на фото с Айртоном Сенной) работал с Ferrari в роли консультанта – и красный цвет кепки опять оказался кстати.
2001 год
6/11
Фотограф: Jaguar Racing
Полтора года в роли руководителя команды Jaguar Лауда провел в кепке с логотипом Parmalat. В конце 2002 года контракт с австрийцем не стали продлевать ни команда, ни молочный гигант, который в тот момент оказался на грани банкротства.
2003 год
7/11
Фотограф: ITR eV
После 2002 года в течение десяти лет Лауда (на фото с Норбертом Хаугом, руководителем спортивных программ Mercedes) не занимал никаких постов в командах Ф1. Но принимал участие в телетрансляциях и в паддоке появлялся регулярно, привлекая внимание в том числе к своему новому спонсору Wiesmann.
2009 год
8/11
Фотограф: Джеймс Мой
Oerlikon занял место Wiesmann в 2007 году и рекламировался на кепке в течение 5 лет.
2011 год
9/11
Фотограф: XPB Images
Составившие эту подборку наши немецкие коллеги даже не стали включать в нее фотографию кепки с логотипами Money Service – видимо, из презрения к компании, «кинувшей» легендарного пилота. Мы же не смогли отказаться от публикации сравнительно редкого фото с синей кепкой.
2012 год
10/11
В 2012 году Лауда получил должность в руководстве компании Mercedes и нового спонсора для своей кепки, инвестиционную компанию Aabar из Объединенных Арабских Эмиратов.
2016 год
11/11
Фотограф: Getty Images
Игровая компания Novomatic удостоилась чести стать последней разместившей свой логотип на легендарной красной кепке.