Автор: Сергей Иванов , Редактор
В прошлое воскресенье 20-летний британец выиграл одну из гонок Гран При По – спустя два с небольшим года после того, как потерял ноги в тяжелой аварии. Мы решили вспомнить, какой путь прошел пилот, которого поддерживал весь гоночный мир.
Слайдер Список
Когда-то Билли был обычным гонщиком младших формул
1/11
Фотограф: JEP / LAT Images
До апреля 2017 года мало кто знал о том, что в Британии есть 17-летний юноша Билли Монгер из графства Суррей, который с трех лет занимается картингом, а в 2016 году стал выступать в британской серии Формулы 4. И даже 15 апреля, когда прошли первые гонки очередного этапа, мало кому было интересно, что в одной из этих гонок Монгер финишировал третьим.
На следующий день в завершавшей программу уик-энда гонке Билли боролся за позицию в плотной группе. Двигаясь вплотную за одним из соперников, пилот не смог заметить остановившийся на трассе болид – и автомобиль Монгера на полном ходу влетел с заднюю часть стоявшей без движения машины.
Спасателям потребовалось два часа, только чтобы извлечь молодого пилота из искореженного болида...
Травмы были тяжелыми, но не сломили дух
2/11
Фотограф: JEP / LAT Images
Обоих пилотов оперативно доставили в больницу, и пилота остановившейся на трассе машины выписали уже на следующее утро. А вот Билли получил тяжелые травмы. В частности, врачам пришлось ампутировать обе ноги: одну выше, другую – ниже колена. Гонщика погрузили в состояние искусственной комы.
Через несколько дней после операции пилота привели в сознание, он сразу смог самостоятельно дышать и разговаривать. По словам менеджера гоночной команды, остававшегося с Билли в больнице, пилот, едва узнав о тяжести полученных травм, начал обсуждать возможность перевода своего болида на ручное управление.
Билли поддержал весь мир
3/11
Фотограф: LAT Images
На лечение Билли потребовалось 226 тысяч фунтов. Как только гоночная команда объявила о сборе средств, на ее призыв откликнулись тысячи людей со всего света, включая множество знаменитых гонщиков. Кто-то обратился к болельщикам, а кто-то сам перевел деньги – как Дженсон Баттон, отдавший 15 тысяч. Нужную сумму собрали за несколько часов.
Чуть позже на Гран При России, который проходил через две недели после злополучной гонки в Донингтоне, чуть ли не все пилоты в знак поддержки молодого пилота украсили свои машины или шлемы хэштегом #BillyWhizz (название эккаунта Монгера в инстаграме). Аналогичным образом поступили многие присутствовавшие на трассе, от маршалов до журналистов. Монгера поддерживал в буквальном смысле слова весь гоночный мир.
Авария Монгера сделала гоночные машины безопаснее
4/11
Фотограф: Гленн Данбар / LAT Images
Пока Билли восстанавливался после аварии, FIA провела расследование и выяснила, что причиной столь тяжелых травм стала конструкция упора под домкрат в задней части машины. Контакт с этим жестким элементом на высокой скорости привел к тому, что не выдержал даже карбоновый монокок.
FIA в срочном порядке потребовала от производителей гоночной техники (включая команды Формулы 1) перенести упор под домкрат так, чтобы в случае аварии он не принимал на себя первый удар. Похожим образом поступили и в серии IndyCar.
Билли попал в паддок Ф1 – но его целью было вернуться на трассу
5/11
Фотограф: Чарльз Коутс / LAT Images
В июле, через три месяца после аварии, уже выписанного из больницы Билли пригласили на Гран При Великобритании, где он стал самым главным гостем. Для него не было закрытых дверей, он мог побеседовать и беседовал с кем угодно – вплоть до Льюиса Хэмилтона и Тото Вольфа.
Что не менее важно, к моменту своего визита в Сильверстоун молодой пилот уже успел вернуться за руль гоночной машины! Он провел заезды на 130-сильном дизельном Volkswagen Beetle, на который была установлена система ручного управления. Билли в очередной раз подтвердил, что намерен вернуться в профессиональный автоспорт.
Чтобы вернуться за руль формулы, пришлось стать немного юристом
6/11
Фотограф: JEP / LAT Images
Билли захотел не просто выступать в каком-нибудь гоночном соревновании, а продолжить прерванную карьеру в формулах. В частности, выступить в британском чемпионате Формулы 3. Но одного желания – и даже желания, подкрепленного спонсорской поддержкой – для этого было мало.
В правилах многих соревнований были пункты, запрещающие участие людей с ограниченными возможностями. И представителям молодого пилота пришлось очень плотно общаться с представителями FIA и британской ассоциации MSA, доказывая, что участие Монгера ничем не угрожает ни ему самому, ни другим пилотам.
Как Билли управляет формулой?
7/11
Фотограф: JEP / LAT Images
Команда Carlin доработала органы управления автомобилем Формулы 3, чтобы Билли смог выполнять максимальное количество операций руками. Теперь слева на руле расположен лепесток управления газом, а справа – лепестки, управляющие переключением передач и работой сцепления. Тормозит Монгер правой ногой – так как она была ампутирована ниже колена, это позволяет работать педалью (которую перенесли ближе к правой стенке кокпита) даже при наличии протеза.
По словам Монгера, главным моментом в рамках адаптации к доработанной машине стала необходимость очень точно дозировать усилие на лепестке газа. Ведь его ход гораздо меньше, чем у привычной педали.
И он не просто вернулся...
8/11
Фотограф: JEP / LAT Images
В марте 2018 года (с момента аварии не прошло и года) мечта Билли сбылась: он вышел на старт первого этапа британской Формулы 3. И сразу же смог показать отличные результаты.
В квалификации Монгер показал пятое время, а по ходу первого заезда смог воспользоваться столкновением двух ехавших впереди соперников и пересек линию финиша третьим!
Дальше – больше...
9/11
Фотограф: JEP / LAT Images
В июне 2018 года у Монгера впервые появилась возможность сесть за руль машины Формулы 1. Одна из британских компаний, занимающихся перепродажей гоночных машин прошлых лет, установила систему ручного управления на Sauber C30, построенный в 2011 году.
Имя молодого пилота по-прежнему было на слуху по всему миру. Его номинировали на известную спортивную премию Laureus и вручили специальную спортивную награду от ВВС, телевизионный канал Channel 4 (он показывает отдельные Гран При) пригласил пилота в свою команду ведущих поработать с Дэвидом Култхардом и Марком Уэббером...
Результаты сезона позволили рассчитывать на большее
10/11
Билли смог выступить в британском чемпионате Формулы 3 по полной программе – и выступил достойно. Он еще трижды поднимался на подиум, дважды выигрывал квалификацию и занял в общем зачете 6-е место. Опередив, к примеру, Джейми Чедвик, лидирующую сейчас в турнире W Series и ставшую недавно тест-пилотом Williams.
Следующей целью для британца стал международный чемпионат Формулы 3 (раньше называвшийся Grand Prix 3). Одной из сложностей мог стать тест на экстренное покидание автомобиля – помехи могла создать система Halo. В итоге Билли смог выбраться из кокпита за 3 секунды – а тест считается пройденным, если пилот тратит на это не больше 8 секунд.
Однако камнем преткновения стала спонсорская поддержка: собранный Билли бюджет позволил ему стартовать только в менее престижной серии Euroformula Open.
И вот, в прошлые выходные...
11/11
Первые три гонки сезона сложились не лучшим образом: Билли не смог финишировать выше 9-й позиции. Однако в прошлые выходные на городской трассе в По шанс Монгеру дала погода. Незадолго до старта пошел дождь, а никто из соперников не спешил менять слики на дождевые покрышки.
Британец пожертвовал 9-й стартовой позицией и после прогревочного круга вопреки совету своего гоночного инженера направился в боксы за дождевыми шинами. И эта ставка сыграла: на скользкой трассе соперники чувствовали себя неуверенно, а заезд на переобувание привел бы к большим потерям времени (Монгер же несильно отстал, так как менял покрышки, пока соперники занимали места на стартовой решетке).
В итоге с последнего места к финишу Билли пробился на первое. И одержал первую с момента аварии в Донингтоне победу. На возвращение на вершину подиума у молодого пилота ушло чуть больше двух лет.